Тем не менее, многие известные поисковые системы испытывают большие трудности. Тяжелый финансовый кризис настиг Excite, и, по мнению многих аналитиков, она скоро прекратит свое существование. Такие популярные поисковые системы как WebCrawler, Lycos и Infoseek или позакрывались, или превратились в фасады других поисковиков. Резко упал курс акций одной из крупнейших систем, AltaVista.
Однако, между тем, поисковая система Google.com пошла в гору. Специализирующаяся на веб-рейтингах компания Jupiter Media Metrix сообщила в июле, что Google занимает первое место среди независимых поисковых систем, уверенно оставляя позади GoTo, Ask Jeeves и AltaVista (ассоциированные с порталами поисковые системы типа Yahoo в это исследование не включались). Со своими 15 миллионами пользователей в июле Google была на 15-м месте по популярности среди всех веб-сайтов. Финансовые данные этой частной компании недоступны, однако известно, что в этом году она стала прибыльной.
"Система Google достаточно необычна на общем фоне дот-комов, поскольку ее конкурентоспособность основана на ее эффективности, а не на рекламе", - отметил David C. Croson, профессор Wharton. - "Она на сегодняшний день - просто лучшая поисковая система, которая отыскивает страницы, которые другие системы найти не могут. А если вы производите поиск в Интернете по 30 раз в день, то эффективность имеет для вас большое значение".
Для любой поисковой системы особенно важно одновременно обладать широким охватом и узкой фокусировкой. Никто из занятых пользователей не захочет просматривать сотни тысяч совпадений по ключевым словам, и поэтому поисковая система, представляющая просто сумму результатов, не достигнет успеха. Детали поисковой методологии Google держатся в секрете. Однако компания сообщает, что ее технология PageRank осуществляет поиск страниц, содержащих указанные пользователем ключевые слова, а затем выстраивает результаты по порядку в соответствии с рейтингом, накопленным страницей за время ее существования в Интернете. К тому же, Google интерпретирует линк от страницы А к странице Б как балл рейтинга, "голосуемый" страницой А странице Б, говорится в описании технологии. Ко всему прочему Google оценивает важность "голосующих" страниц, и оцененные как более важные имеют больший вес. На рейтинги также влияет значительность ключевых слов на найденной странице, т.е. их физическое расположение на странице и гарнитура шрифта. "Технология Google использует коллективный разум сети для определения значительности веб-страниц", - утверждают представители компании. - "Google не использует редакторов и своих собственных сотрудников для оценки важности веб-страниц". Компания была основана в сентябре 1998 г. 28-летним Larry Page и 27-летним Сергеем Брином. Оба были тогда аспирантами Стэнфордского университета. Компания получила финансирование от венчурных фирм Kleiner Perkins Caufield &Byers, Sequoia Capital и др.
Поисковые системы получают большую часть своих прибылей от рекламы. Некоторые наблюдатели полагают - Google пережил недавнее падение доходов от сетевой рекламы лучше своих конкурентов по той причине, что он использует исключительно текстовую рекламу, связанную с поисками по ключевым словам. Эта рекламная ниша сейчас активно развивается, в то время, как баннерная реклама, размещаемая большинством поисковых систем, стала менее доходной. Многие пользователи находят ее навязчивой и попросту игнорируют. Google сообщает, что большая часть его доходов происходит из лицензионных соглашений примерно с 130 другими компаниями. К примеру, Yahoo прибегает к поиску в Google, когда его собственная поисковая система оказывается не в состоянии выдать удовлетворительных совпадений по заданным пользователями ключевым словам.
Реклама и лицензирование тем более прибыльны, чем больше привлекательность поисковика для пользователей. Несмотря на эффективность своей поисковой системы, Google завоевал доверие пользователей, оставив свой поиск незамутненным конфликтом интересов. Многие поисковые системы продают желающим лучшее пространство, поэтому первые выведенные результаты поиска могут принадлежать сайтам-спонсорам, а вовсе не тем, которые система определила как наиболее подходящие. Google тоже продает "спонсорские ссылки", которые сортируются и показываются в зависимости от темы поиска пользователя. Однако эти ссылки явно обозначаются как реклама, и демонстрируются отдельно от результатов поиска. Это импонирует многим пользователям, которых раздражают "помехи" скрытого спонсорства, считает David C. Schmittlein, профессор маркетинга в Wharton, занимавшийся изучением поисковых систем. Некоторые системы, в.т.ч. AltaVista, позволяют пользователю исключить спонсорские ссылки из результатов поиска, однако эта опция делается не слишком заметной.
В наши дни у пользователей Интернета есть много поводов для беспокойства, отмечает Schmittlein. Среди них - cookies, перепродажа персональной информации и т.п. Поскольку пользователи как правило не могут знать, что творится за экранами их компьютеров, они стремятся выбирать интернет-сервисы, базируясь на собственном чувстве доверия. Комбинация способности вызвать доверие и эффективной поисковой технологии создали для Google основательную нишу. Мало кто из пользователей пользуется более чем одной поисковой системой, и многие рекламодатели предпочитают работать с одним крупным, эффективным сайтом вместо того, чтобы размещать рекламу на множестве мелких.
www.valo.ru